Увидеть плоско
- Перед тем как выйти на улицу с камерой, прочтите книгу Жоржа Перека «Просто пространства» и особенно Практические упражнение к главе «Улица»
- Выберите десяток из тех фокусов внимания, что предлагает Перек и добавьте еще 10 своих. Лист с практическими заданиями из книги Перека см. ниже
- Снимайте свои наблюдения в рамках тех фокусов, которые вы себе выделили
- Соберите ваш материал таким образом, чтобы первоначальная последовательность времени исчезла и сформировался совершенно новый паттерн из акцентов, которые вы увидели на улице
Из книги Жоржа Перека "Просто пространства. Дневник пользователя"
Практические задания
Рассматривать улицу время от времени, более или менее систематически и тщательно.
Прилежно. Неторопливо.
Отмечать место: терраса кафе на перекрестке Бак-Сен-Жермен
время: семь часов вечера
дату: 15 мая 1973 года
погоду: ясно
Отмечать то, что мы видим. Все примечательное, что происходит. Умеем ли мы видеть то, что примечательно? Что именно нас поражает?
Нас ничто не поражает. Мы не умеем видеть.
Надо отмечать неторопливо, почти бездумно. Заставлять себя описывать то, что не вызывает интереса, самое очевидное, самое заурядное, самое невыразительное.
Расскажите что-нибудь о себе
Barbara Ess исследует личный опыт, полагаясь на воображение и воспоминания зрителя, исключительно с помощью камеры обскура. Барбара пытается сфотографировать то, что нельзя сфотографировать и ищет границы между людьми, между ощущением "тут Я", а "тут не Я", между здесь и там. Именно камера обскура позволяет ей то, что невозможно сделать обычной камерой, а именно – максимально включить органы восприятия и эмоции зрителя.
Вот ее совет о том, что как можно использовать фотографию.
Это действительно очень крутое упражнение. И даже не упражнение, а тезисы к плану саморазвития в фотографии.
Расскажите нам что-нибудь о себе:
a. используя фотографию, как окно
b. используя фотографию, как зеркало
c. используя фотографию, как маску
d. используя фотографию, как заместителя
e. используя фотографию, как подмену
f. используя фотографию, как копию
g. используя фотографию, как оружие
h. используя фотографию, как язык
i. используя фотографию, как тайное убежище
j. используя фотографию, как терапию
k. используя фотографию для сближения
l. используя фотографию, если бы она была вашей матерью
m. используя фотографию, если бы она была вашим любимым
n. используя фотографию для избегания
o. используя фотографию, как реплику (точную копию)
p. используя фотографию, как наследство
q. используя фотографию, как искусство
r. используя фотографию, как заметку
s. используя фотографию, чтобы запомнить себя
t. используя фотографию, чтобы забыть
u. используя фотографию, чтобы одеть себя
v. используя фотографию, чтобы прокормить себя
w. используя фотографию, как ваш сенсорный центр
x. используя фотографию, как своего защитника
y. используя фотографию, как свидетеля
z. используя фотографию, чтобы увидеть себя
Фотографии Barbara Ess
Ответа не требуется
Первичная функция искусства состоит в том, что оно заставляет думать, видеть и действовать. Известная цитата Ролана Барта гласит: "В конечном счете, подрывная сила фотографии не в том, что она пугает, отражает нежелаемое или даже иногда клеймит, а в том, что она заставляет задуматься».
Я считаю, что пригласить зрителя задуматься – это и есть самый подрывной акт человеческого существования.
Один раз в семестр я провожу критический разбор на семинаре, в котором единственная форма общения – вопросы. Никакие ответы не допускаются, да и не требуются. Первоначально, студенты возмущаются, это трудно, потому что они привыкли выражать свое мнение и для них стандартный режим критики – это суждения и оценки. Но я считаю, что это не самый продуктивный метод обратной связи.
Поэтому прошу каждого студента написать на листе А4 целую страницу вопросов к тем фотографиям, которые мы обсуждаем. Обычно они шумят и возмущаются, но потом успокаиваются, понимая, что это не так уж и сложно. Не надо сидеть и выдумать, чем заполнить пустой лист. Просто один вопрос за другим, один за другим.
Когда они заканчивают, вытирая пот со лба, я прошу, чтобы они написали еще одну страницу вопросов. Тут их возмущению нет предела, но я настаиваю.
Мой опыт показывает, что такой формат разбора работ приводит к такой глубине и проницательности, которую невозможно достичь, просто высказывая свое мнение.
Фотографии Judy Natal
Вещи большие и маленькие
В вводном курсе на факультете фотографии, не важно, цифрой или пленкой мы занимаемся, я прошу студентов вытащить из карманов все что у них есть и сделать из этих вещей фотограммы. Почитать что это такое и как ее сделать можно, например, тут.
Создание фотограммы учит их не только тому, как устроен аналоговый процесс, но и помогает понять, что потенциальный материал для работы находится повсюду и зачастую совсем рядом. И еще я прошу, чтобы они всегда носили свою камеру с собой. Когда они идут из общежития к нашему корпусу и даже тогда, когда они перемещаются по коридорам от аудитории к аудитории.
Это задание нацелено на то, чтобы они привыкли искать картинки везде и видеть мир глазами фотографа, а не обычного гражданина.
В продвинутом курсе я задаю следующее задание: напишите в объеме страницы а4 что-то о потрясшем вас произведении искусства или о том событии, которое изменило вас и привело к тому, чтобы заниматься искусством фотографии. Это может быть на первый взгляд совсем незначительным событием, а может быть главным инсайтом вашей жизни. Нас затрагивают и очень маленькие, и очень значительные вещи и мы должны обращать на это внимание.
Я даю эти задания в рамках университетского курса, но вполне допускаю, что мои студенты не станут фотографами или художниками в будущем, но думаю, что задание, которое требует от них публично рассказывать о своих работах, дает возможность осознать свое место и оценить свою творческую составляющую.
Мне нравится это задание оставлять открытым и поэтому я разрешаю описать тронувшее студента произведение искусство, если он к тому времени не испытывал моментов прозрения в собственной жизни.
Ниже проект Lisa Kereszi "Преследуемый приведениями"
Упражнение для фотографов
Сегодня сложный совет от американского критика и поэта Барри Швабски. Я попробую это упражнение. Стало интересно докопаться до сути своей собственной эстетики, если она вообще имеет место быть))
Альберто Джакометти задавался вопросом о том, насколько классическое искусство более пластичное и гибкое, чем современное. Мы понимаем искусство греков по небольшим фрагментам, которые дошли до наших дней.
Например, как бы смотрелась статуя Константина Бранкузи Мадмуазель Погани, если бы была разрублена на куски или сломана? В некотором роде, статуя Ники Самофракийской смотрится более рекурсивной, чем статуя господина Бранкузи. (прим. рекурсия – это когда объект, как фрактал, является частью самого себя)
Это не означает, что Мадмуазель Погани плоха, но дает повод задуматься.
В работе фотографа можно тоже поэкспериментировать и задать себе вопрос: сколько моей собственной эстетики я выражаю в своих работах? Попробуйте взять распечатанную фотографию и начать резать ее, уменьшая до того момента, пока суть вашей эстетики не выйдет наружу. И дальше, пока вы не перестанете узнавать свою работу в том, что осталось. А теперь спросите себя: является то, что осталось в последнем фрагменте чем-то, что вы могли бы предпочесть полному изображению, которое до этого являлось «отражением вашей точки зрения»
Сад земных наслаждений
Замечательный совет от очень талантливого фотографа Keith Carter. Мы все проходим через отказы, неудачи, невнимание к нашим работам. Это норма. А вот как реагировать на них, зависит только от нас.
Не важно кто вы, студент или преподаватель, творчество, наряду с радостью и вдохновением, дарит множество разочарований.
От того, как вы справляетесь с неудачами, зависит удовольствие на всем пути вашей карьеры художника. Мой любимый способ борьбы с разочарованиями подсказал мне веселый и проницательный друг. Каждый раз, посылая работы в галерею или на конкурс и получая отказ, я шел и покупал себе комнатное растение.
Этот сад на подоконнике я назвал «Мой маленький сад разочарований». Так у меня есть кустовая роза от галереи Х, гибискус от конкурса Y и цветущие дикие азалии от этих тупых сукиных детей из музея Z. Мой сад так прекрасен, что я подумываю переназвать его в «Сад земных наслаждений»
Рекомендую посмотреть сайт фотографа. Он занимается экспериментами на стыке старых фототехнологий.
http://www.keithcarterphotographs.com/
Заметки на полях
- Мне нравится думать, что изучение технических аспектов съемки схоже с изучением алфавита. Ты изучаешь буквы, чтобы потом создать свой собственный язык
- Знать то, что вы не любите и не хотите снимать, так же важно, как и то, что вы хотите и любите.
- Есть время думать, а есть время действовать. Я не люблю думать во время работы.
- Постарайтесь не дать вашей голове отговорить вас от съемки кадра, если рука интуитивно поднялась, чтобы нажать на спуск.
- Когда вы вернетесь, чтобы снять то, что уже снимали раньше, будьте готовы, что объект изменится. Или вы изменитесь. И это не одно и то же.
- Принимайте то, что находится перед вами и то, что преподносит вам мироздание. Это может привести к бесконечным возможностям.
- Помните, что ваше прошлое влияет на то, что вы делаете сегодня. И на вашу работу в том числе.
- Ваши поступки, ваши мысли и даже ваш стиль одежды влияют на то, как и что вы снимаете.
- Попробуйте посмотреть на настоящее, как будто из вашего будущего.
- Имейте ввиду, что современные автомобили, модные вещи, упаковка и прочее – это все равно что дата на вашем снимке. Помните, как раньше на мыльницах выставляли дату и она отображалась на фотографии. Вот так же.
- Мне нравится чувствовать, что все взаимосвязано и что все имеет смысл, если вы способны его увидеть.
Идеи для проектов
Я считаю фрирайтинг одним из самых действенных инструментов самопознания, который можно применять для решения и творческих, и жизненных задач.
Сегодня очень классная Сig Harvey именно про это.
Возьмите бумагу и пишите в течение 25 минут без остановок. Пишите свободно, вытащите изнутри все, что там есть, не пытайтесь придумывать и красиво формулировать фразы. Это не список текущих дел. Не думайте об орфографии и ошибках. Будьте предельно честными, это не роман, а просто рабочий инструмент. О чем писать? Если у вас давно крутится какая-то творческая идея, начните с нее. Если ваш мозг пуст и вы чувствуете блок и не можете начать, то начните так: «я сижу в этой комнате и пробую придумать что-то важное». Эта штука работает гораздо лучше именно тогда, когда кажется, что идей у вас нет.
Помните, то что вы пишите никто не прочтет, поэтому не стесняйтесь. Если застреваете, то все равно пишите, пока не закончится время. Всякие глупости пишите. Как правило, за первые 5-10 минут ментальный мусор и установки «как правильно» сливаются, и начинается что-то интересное.
Скорее всего на поверхность вылезет какое-то важное слово, объединяющее то, о чем вы сейчас пишите . Постарайтесь его точно определить.
Напишите его в центре страницы и пускайтесь в свободные ассоциации. Пишите все связанное с этим словом, даже если это кажется глупым и смешным.
Я обычно беру большой лист, чтобы избегать списков и симметрии, просто разбрасываю ассоциации по бумаге.
Не надо строить фразы и предложения. Ассоциацию выражайте маскимально коротко.
Пишите и существительные, и глаголы, и прилагательные. Пострайтесь закрыть ассоциациями каждую из категорий: метафоры, символы, образы, эмоции, жанр, глубина резкости, цветовая палитра, структура, ритм, формат, движение и т.д.
В конце сессии вы получите необычную карту вашего нового проекта. То место, откуда начнется его конструирование или исследование.
Постарайтесь, чтобы слов на странице было не менее 60. Там обязательно должны быть глаголы, которые покажут вам, что делать с существительными.
И еще, избегайте шаблонов типа, могильные камни, кресты, розы, разбитые сердца и прочее. Удачи!
Стоит обязательно заглянуть к ней на сайт http://www.cigharvey.com/
Выйди из своей песочницы
Неожиданный и очень толковый совет от Frish Brandt – основательницы одной из самых влиятельных галерей Fraenkel Gallery (San Francisco).
Мне почему-то всегда казалось, что надо найти "своего" галериста и тогда все получится. Вообще этот совет распространяется на все сферы жизни.
Посмотри внимательно на того, кто тебе не нравится, раздражает,кого не понимаешь, и откроешь одну из своих теней.
В первые годы моей карьеры галериста я в основном искала художников, которые говорили бы со мной на одном языке, которые обращались именно ко мне и которые задавали бы вопросы моему внутреннему “Я”. Я искала этот резонанс и делала ставку на него.
Однако со временем, я поняла, что на самом деле вдохновляют меня именно те фотографы и художники, которые мне не близки. Делая именно их выставки, я извлекаю самые значимые уроки.
А теперь задумайтесь! Может быть пора идти в музей или библиотеку и найти тот способ, тот стиль, который вам пока не знаком? Или рассмотреть повнимательнее тех авторов, которые говорят на другом языке?
Попробуйте. Не надо много думать. Остановите свой всезназнающий и осуждающий ум. Заткните себя, когда хочется сказать: “мне не нравится, я не понимаю, какая фигня..”
Просто побудьте рядом с художником, который думает и говорит иначе. Послушайте то, чему он может вас научить.
Задумайтесь, ведь для кого-то ваш любимый автор вообще ничего не значит.
После того, как проведете некоторое время с неизвестным или непонятным художником, попробуйте сделать что-то в его стиле.
Мы тратим много времени на то, чтобы выработать собственную манеру и свой язык, но иногда этому очень способствует выход за пределы своей колеи. Именно здесь можно отыскать самые интересные творческие решения.
Групповое упражнение для 5 и более фотографов
- Вместе придумайте имя и биографию вымышленного фотографа. Он или она может быть из прошлого, настоящего или будущего. Каждый участник пишет синопсис жизни этого фотографа на одном листе бумаги.
- Теперь садитесь в круг, чтобы по очереди представиться от имени придуманного персонажа
- Сидящий слева товарищ продолжает и дополняет ваш рассказ
- Когда все выступили, запишите это развернутое всеми участниками представление на бумаге, прочтите еще раз и идите снимать. Каждый должен снять небольшую серию от имени этого фотографа. Представьте, что вы и есть он. Отбросьте свои привычные приемы съемки и получите удовольствие от того, что сейчас вы – это не вы. Работы этой серии не должны напоминать то, что вы обычно снимаете. Потому что сейчас это не ваша работа!
- Из полученных фотографий сделайте совместный проект и продвигайте его от имени вымышленного персонажа
- Никогда никому не рассказывайте, кто настоящий автор, даже вашей матери)
Адам и Оливер давно работают вместе и делают фотографические проекты о взаимосвязи авторитарной власти, различных институций и научно-технического прогресса.
Два проекта, которые меня зацепили.
Первый «Дух – это кость» снят с помощью технологии, разработанной в России. Она сейчас внедряется по всему миру. Эта технология используется в камерах слежения и позволяет государству создать трехмерную фотографию, цифровую маску граждан в людных местах. Фотографии делаются без согласия людей.
Проект снимался в Москве в течение 4-х дней и в нем приняли участие писатель Лев Рубинштейн и участница Pussy Riot Екатерина Самуцевич
Второй проект называется «Каждая пылинка на кушетке Фрейда»
По заказу Музея Фрейда Адам и Оливер наняли судебно-медицинских экспертов, которые собрали в кабинете Фрейда образцы ДНК из оставленных волос, пылинок, чешуек кожи и сделали из этих рентгеновских фотографий выставку, распечатав в огромном формате.
Сайт фотографов http://www.broombergchanarin.com/