Увидеть плоско
- Перед тем как выйти на улицу с камерой, прочтите книгу Жоржа Перека «Просто пространства» и особенно Практические упражнение к главе «Улица»
- Выберите десяток из тех фокусов внимания, что предлагает Перек и добавьте еще 10 своих. Лист с практическими заданиями из книги Перека см. ниже
- Снимайте свои наблюдения в рамках тех фокусов, которые вы себе выделили
- Соберите ваш материал таким образом, чтобы первоначальная последовательность времени исчезла и сформировался совершенно новый паттерн из акцентов, которые вы увидели на улице
Из книги Жоржа Перека "Просто пространства. Дневник пользователя"
Практические задания
Рассматривать улицу время от времени, более или менее систематически и тщательно.
Прилежно. Неторопливо.
Отмечать место: терраса кафе на перекрестке Бак-Сен-Жермен
время: семь часов вечера
дату: 15 мая 1973 года
погоду: ясно
Отмечать то, что мы видим. Все примечательное, что происходит. Умеем ли мы видеть то, что примечательно? Что именно нас поражает?
Нас ничто не поражает. Мы не умеем видеть.
Надо отмечать неторопливо, почти бездумно. Заставлять себя описывать то, что не вызывает интереса, самое очевидное, самое заурядное, самое невыразительное.
Улица. попытаться описать улицу, из чего она складывается, для чего служит. Люди на улице. Машины. Какие машины? Дома: отмечать, что они по большей части комфортабельны, по большей части солидны. Различать жилые дома и административные здания.
Магазины. Что продают в магазинах? Нет продуктовых магазинов. Ах нет, есть, вот булочная. Подумать о том, на какой рынок ходят местные жители.
Кафе. Сколько кафе? Одно, два, три, четыре. Почему мы выбираем именно это кафе? Потому что мы его знаем, потому что оно на солнце, потому что в нем есть табачная лавка.
Другие магазины. Антиквариат, одежда, музыкальная техника и т. д. Не говорить и не писать «и т. д.». Заставлять себя исчерпывать тему, даже если это кажется гротескным, пустым или глупым. Мы еще ничего не успели рассмотреть, мы лишь отметили то, что уже давно было замечено.
Заставлять себя видеть все одинаково ровно.
Выявлять ритм: проезды машин — машины едут потоками, потому что дальше вверх или вниз по улице они стояли перед светофорами.
Считать машины.
Смотреть на номера машин. Различать номера парижские и прочие.
Отмечать отсутствие такси, хотя, кажется, многие как раз их и дожидаются.
Читать написанное: рекламные тумбы, газетные киоски, афиши, дорожные указатели, граффити, брошенные на землю проспекты, магазинные вывески.
Красота женщин. Мода на слишком высокие каблуки.
Расшифровывать кусочек города, выводить очевидности: например, навязчивое стремление к собственности. Описывать действия, которые совершает водитель транспортного средства, паркуясь лишь для того, чтобы выйти и купить сто граммов мармелада:
— припарковаться, совершая некоторое количество манипуляций
— выключить зажигание
— вытащить ключ, приступив таким образом к первой стадии противоугонной защиты
— выйти из автомобиля
— поднять стекло передней левой двери
— ее закрыть
— проверить, заперта ли задняя левая дверь; если нет, то:
ее открыть
поднять внутреннюю ручку
хлопнуть дверью
проверить, действительно ли она заперта
обойти машину; если нужно, проверить, заперт ли на ключ багажник
— проверить, заперта ли задняя правая дверь; если нет, то повторить все манипуляции, уже произведенные над задней левой дверью
— поднять стекло передней правой двери
— закрыть переднюю правую дверь
— ее запереть
— перед тем как отойти, оглядеться вокруг, как бы желая удостовериться, что машина все еще на месте и никто ее не заберет.
Расшифровывать кусочек города. Схему его путей: почему автобусы идут от того пункта до этого? Кто прокладывает маршруты и исходя из чего? Вспомнить, что маршрут парижского автобуса определяется по двузначному числу, в котором первая цифра соответствует номеру конечной остановки в центре, вторая — номеру конечной остановки на периферии. Найти примеры, найти исключения: все автобусы, чей номер начинается с цифры 2 отправляются от вокзала Сен-Лазар, с цифры 3 — от Восточного вокзала; все автобусы, чей номер заканчивается цифрой 2, прибывают, как правило, в 16-й округ или в Булонь.
С ностальгией вспомнить об автобусах с открытой задней площадкой, о форме билетиков, о кондукторе с компостером на ремне…
Люди на улице: откуда они идут? Куда они идут? Кто они?
Торопливые люди. Медлительные люди. Пакеты. Осмотрительные люди, захватившие плащи. Собаки: единственные животные, которые попадаются на глаза. Птиц не видно — однако известно, что они есть, — и даже не слышно. В принципе, можно было бы заметить, как кошка пролезает под машину, но этого не происходит.
В общем, не происходит ничего.
Пытаться классифицировать людей: местные и не местные. Туристов, кажется, нет. Время не то, да и место не особенно туристическое. Какие в этом районе достопримечательности? Особняк Соломона Бернара? Церковь святого Фомы Аквинского? Дом № 5 по улице Себастьяна Боттена?
Время идет. Пить свое пиво. Ждать.
Отмечать, что деревья встречаются дальше (там, на бульваре Сен-Жермен и на бульваре Распай), что нет ни кинотеатров, ни театров, что не видно никаких явных строек, что большинство домов, кажется, дали свое согласие на покраску.
Собака редкой породы (афганская или африканская борзая?).
«Ленд Ровер», который оснащен как будто для пересечения Сахары (против своей воли мы отмечаем лишь необычное, особенное, мало-мальски исключительное, а делать следует как раз наоборот).
Продолжать
до тех пор, пока место не станет невероятным,
до тех пор, пока вдруг на миг не возникнет ощущение, что мы в чужом городе, или, еще лучше, пока мы не перестанем понимать, что именно происходит или не происходит, до тех пор, пока место не станет совершенно чужим, и мы не забудем, что это называется городом, улицей, домами, тротуарами…
Вызвать потоп, сровнять с землей, заставить порасти травой, заменить людей коровами, увидеть, как на пересечении улицы Бак и бульвара Сен-Жермен, возвышаясь над крышами домов метров на сто, появляются Кинг-Конг или раздутая мышь Тэкса Эвери!
Или еще: постараться как можно точнее представить себе под сетью улиц переплетение канализационных труб, разветвление туннелей метро, невидимое подземное разрастание проводов (электричество, газ, телефон, вода, пневматическая почта), без которого никакая жизнь на поверхности невозможна.
А ниже, еще ниже воссоздать эоцен: жерновой известняк, мергель и галечник, гипс, сентуанский озерный известняк, бошанские пески, грубый известняк, суасонские пески и лигниты, мягкую глину, мел.
Книгу Жоржа Перека можно сказать здесь