Иммерсивность

На прошлой неделе я посмотрела два проекта: иммерсивное шоу "Зеркало Карлоса Сантоса" и новаторский балет с Дианой Вишневой "Сны спящей красавицы". Почему я пишу о них в одном посте, несмотря на то, что они на первый взгляд совсем разные? Потому что при всех различиях их объединяет позиция авторов, которые с помощью современных медиаресурсов пытаются достаточно жестко погрузить смотрящего в свою идею. При этом в пространстве нет места для диалога, нет места для соприкосновения зрителя с собственным опытом через созданные режиссером образы.
Первый – камерный, рассчитанный на 12 гостей. Воздействие на зрителя происходит по всем сенсорным органам, включая ужин в конце спектакля. Тотальный захват внимания с помощью визуальных, аудиальных и кинестетических методов призван перевернуть сознание зрителя за 45 минут. Не прекращающийся поток речи и музыки в наушниках и руки актеров ведут тебя согласно замыслу режиссера в точку, где ты не останешься прежним. Но... при условии, что ты попадаешь точно в ту аудиторию, на которое все это на самом деле круто сделанное шоу рассчитано.
А предназначено оно, как мне показалось 30-35 летним городским жителям – служителям маленьких и больших корпораций, которые давно забыли, как слышать себя. Если вдруг ты не относишься к этой касте, то все происходящее оставляет впечатление, что тебя поставили к столбу и кидают в твою сторону дротики, но каждый раз промахиваются и ты остаешься с ощущением, что попал в игру, которая придумана не для тебя. Слишком узко, слишком жестко, слишком громко устроен процесс "трансформации" зрителя. Я допускаю, что случаются точные попадания, где каждое произнесенное слово, каждый визуальный образ находит отражение в собственных страхах зрителя и тогда сдвиг случается. Сила воздействия узконаправлена, но зато бьет наотмашь. Картечью по воробьям.

 

Второй проект, наоборот, стреляет напалмом таких сложных и красивых метафор – визуальных и аудиальных, рассчитанных на 5000 зрителей в Крокус Сити Холле, что создается впечатление, что ты попал в чужое подсознание, активированное психоделическими катализаторами. Причем, чем больше погружаешься, тем становится очевиднее, что не только тебе не понятно, но и главной героине. Диана Вишнева – замечательная балерина, владение телом на высочайшем уровне. Но в танце нет энергии от слова совсем. Все силы уходят на попытку поддержать красивые, но жутковатые образы виртуальной реальности, поддерживаемой такой же сложной и низковибрационной музыкой.
Совершенно удивительно, что такой яркий проект собрал очень скромные аплодисменты зрителей. Растерянный зал не сразу понял, что чужие сны закончились и пора домой.

Я стараюсь попадать на все проекты, которые так или иначе, используя современные технологии, нацелены на то, чтобы воздействовать на зрителя прямо в сердце, обходя фильтры и установки, которые живут в голове. Хожу всегда одна, не хочу расплескать свои ощущения и мысли от пережитого в поверхностном обмене информацией сразу после.
Сейчас почти заставила написать все это и делаю это скорее для себя, чтобы вспомнить, что вынесла:
1. Найти тончайшую грань между четко проложенным маршрутом и свободным пространством для зрителя очень важно. И здесь скорее всего главную роль играет позиция автора. Если он смог пропустив через себя, реализовав идею, отойти в сторону, не поджидая за углом потрясенного зрителя, чтобы посмотреть "ну как, удалось или нет добраться в глубины?", тогда есть шанс проникнуть и что-то изменить.
2. Страх и сопутствующие ему образы – сильнодействующие, но не эффективные для прохода вглубь чужого сознания инструменты трансформации. Сложнее, но правильнее делать ставку на эстетику и обращение к красоте и свету. Зритель перестает опасаться боли и начинает открывать свои проходы внутрь, в первую очередь для себя самого.
3. Не существует пока таких внешних технологий, которые могут сравниться с силой внутреннего воображения человека. Всегда остается граница, перед которой зритель стоит, как перед стеклом и наблюдает да тем, что ему подают в качестве впечатления. От того, насколько автору удалось выдержать тонкую грань, описанную в первом пункте, зависит толщина этого стекла.
4. Воздействие сразу на все органы чувств разом приводит скорее к отупению зрителя, чем к повышению его чуткости. Я вспоминаю спектакль Вадима Демчога "Закрой глаза и смотри", где образы создавались лишь словом. Словом острым как нож, но лишь вскрывающим тонкую оболочку, за которой прячется воображение зрителя. И дальше нож не шел, оставляя возможность нырнуть в собственные ощущения. И энергетика в зале была несравнима по накалу со снами спящей красавицы, где все было заточено под то, чтобы заполнить все сенсорные органы зрителей.
5. Важно создавать пространство, в котором зритель может передвигаться самостоятельно в рамках очерченных границ. Физически передвигаться в том числе. Это создает ощущение свободы и выбора и снимает напряжение, которое неизбежно возникает при точно очерченном маршруте.