Джокер

Мой четырнадцатилетний сын Тим захотел посмотреть "Джокер" и я подумала, что мне хорошо бы быть рядом в этот момент. Он давно ходит в кино один или с друзьями, но в этом случае с радостью согласился пойти со мной.

Фильм, безусловно, очень сильный.
Все инструменты захвата внимания и погружения зрителя внутрь созданного мира режиссер Тодд Филипс отработал на отлично. Это многослойный пирог адских кругов разного масштаба – от личного до коллективного.
В одном котле собраны все архетипические человеческие страхи: и страх сойти с ума, и страх поддаться безумию толпы, и страх попасть на мушку револьвера в руках разъяренного неслышащего ничего и никого человека, и страх того, что стабильная система сломается, даже если ты будешь вести себя хорошо.

Мне показалось, что этот фильм – предупреждение об играх с системой. Не важно, на какой ступеньке в иерархии ты находишься – снизу или сверху. А может быть тебе кажется, что ты вовсе не играешь с ней, а лишь чуть-чуть прикасаешься, используя ее в своих целях. Но на самом деле чуть-чуть не бывает.
Ты общаешься с внешним миром с позиции – эй, реши мои проблемы (вывези мусор, дай таблетки, обрати на меня, черт побери, внимание!!, люби меня в конце концов!!) и тогда я буду хорошим. Ты закрываешь свои внутренние дыры внешними декорациями, но в какой-то момент напряжение ломает внутренние предохранители и ты понимаешь, что декорации фальшивка, они не способны закрыть пустоту и боль внутри. И тогда начинается месть. Месть за обман, за нелюбовь, за невнимание. И уже неважно, каким способом ты добьешься этого внимания, гори оно все огнем. Чем хуже, тем лучше.

Этот фильм похож на пилюлю замедленного действия. Ты проглатываешь ее и она комом ложится у тебя в животе. И если ты не сделаешь усилие переварить ее, то она останется лежать внутри и будет потихоньку разлагаться, незаметно отравляя сознание страхом.

Я рада, что пошла с Тимом и мы смогли проговорить и вместе рассмотреть многослойность завернутых в кинопленку смыслов.

С одной стороны, таких вещей можно избегать, но с другой стороны, они дают нам возможность прикоснуться к опыту, который не хочется пережить в реальности. Но этот опыт открывает глаза и расчищает темные углы внутри.
И еще одна мысль – название фильма "Джокер" можно трактовать ровно также, как трактуется значение карты с одноименным названием – специальная карта в колоде, способная сыграть любую роль в карточной игре. Режиссер тебе дает джокер, выбирай и примеряй любую из предложенных в фильме ролей, включая роль самого режиссера.