Совет №84. Nathan Lyons

Последовательности и серии

Мои размышления на эту тему сформированы исследованиями Жака Адамара (Jacques Hadamard) о творческом мышлении в науке. 
Он изучал процесс мышления учёных и в своей книге «Исследование психологии процесса изобретения в области математики" собрал наблюдения за мыслительным процессом у Альберта Эйнштейна, Анри Пуанкаре и других крупных учёных. В результате работы выяснилось, что мышление не всегда сводится к процессу логического рассуждения, что логическое рассуждение — всего лишь оформление результатов более сложных процессов мышления, природа которых непонятна.
Жак Адамар обратился к ряду математиков с вопросом, какими образами и ассоциациями заполнено их сознание при поисках математических решений. Эйнштейн ответил на этот вопрос следующими замечаниями:
"Слова, так как они пишутся или произносятся, по видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Стремление в конечном счете прийти к ряду логически связанных друг с другом понятий служит эмоциональным базисом достаточно неопределенной игры с упомянутыми выше элементами мышления. Психологически эта комбинаторная игра является существенной стороной продуктивного мышления. Ее значение основано прежде всего на некоторой связи между комбинируемыми образами и логическими конструкциями, которые можно представить с помощью слов или символов и таким образом получить возможность сообщить их другим людям"
Но логические конструкции, которые можно выразить словами и математическими символами, - это вторая ступень. Первоначально в сознании нет ничего, кроме возникающих и ассоциирующихся образов физических реальностей. Эти образы приближаются к зрительным и моторным представлениям.
Часто термины последовательность и серия используются одновременно и значения их приравниваются друг к другу. 
Я бы хотел разграничить их.
Серия (в данном случае значение этого слова более всего соответствует понятию “ряд”), как правило, составляется тематически или в ее составе есть изображения, которые связаны каким-либо сюжетом или жанром. 
В то же время последовательности скорее определяются дизъюнктивными отношениями (пер. Дизъю́нкция — (лат. disjunctio - разобщение) логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу «или» в смысле «или то, или это, или оба сразу».) 
Латинские корни каждого из понятий (англ. Series and Sequence) опреляют их первоначальное значение. Серия (или ряд) – присоединяться; последовательность – следовать. 
Поэтому в серии (в ряду) ее элементы выстроены таким образом, чтобы каждый последующий вытекал из предыдущего следуя тематическому принципу. Здесь можно применить предлог “к”.
Последовательность структурирована иначе. В ней позволено следование одного изображения за другим на основе некой договорености, которая может быть внесистемной и не тематической (пер. Возможно применить предлог “или”) 
Это очень важные различия, и я думаю, что здесь важно упомянуть высказывание Ласло Мохой-Надь в 1936 году на эту тему: 
“Нет более удивительной и в то же время естественной и органичной последовательности, чем фотографические серии. Это закономерная кульминация развития фотографии. Серия - это уже не «картинка», и к ней не может быть применен ни один из канонов живописной эстетики. Отдельная картинка теряет свою индивидуальность и становится деталью целого, его существенным структурным элементом. В этой взаимосвязи отдельных, но неразделимых частей фотографическая серия, вдохновленная определенной целью, может стать одновременно и мощным оружием и нежнейшей лирикой. Истинное значение кино будет осознанно в более спокойные времена. Для этого уже сейчас надо понимать, что знание фотографии также необходимо, как знание азбуки. Грамотность будущего будет заключаться в умении использовать камеру также просто как авторучку».

Если метафора — это словесная стратегия для того, чтобы вызвать у зрителя образ, то у фотографов есть похожий инструмент – объединение изображений для того, чтобы изменять ассоциации и расширять значения самих изображений. 
И если размещение рядом и сопоставление изображений увеличивает силу этого инстумента, то расширенные последовательности создают интерактивные структуры, которые не просто расставляют объекты в теле нарратива, но и преобразовывают значения этих объектов. Именно этот акт преобразования объектов и создание интерактивной связи между изображениями, я считаю самым сложным. 
Задания: 
1. Соберите три-четыре серии, используя вышеприведенные определения. 
2. После того, как выполните первое задание, продолжайте фотографировать, пока у Вас не будет достаточного количества фотографий, чтобы спроектировать последовательность.