Qualia
Квалиа – это философский термин, которому уже больше 100 лет и философы до сих пор спорят по этому поводу. Суть их спора заключается вот в чем: существуют ли такие свойства человеческого сенсорного чувственного опыта, которые абсолютно персональны, непередаваемы и неотделимы или все ощущения можно объяснить словами?
Мы, конечно, не можем представить, как видят дельфины или летучие мыши. Они видят звуком, испуская высокие частоты, которые отражаются от поверхности предметов, обрисовывая их, возвращаются обратно.
Но мы, люди, имеем одинаковый сенсорный аппарат и при этом никогда не можем быть уверены, что видим и чувствуем одинаково. Даже в тех случаях, когда язык, ставший для нас главным средством коммуникации друг с другом, четко определяет предмет.
Давайте проведем мысленный эксперимент: мы с вами смотрим на какой-то красный предмет, мы оба называем предмет красным, но мы никогда не можем быть уверены, что видим одинаковый цвет. Даже если мы опишем друг другу все физические свойства цвета, даже если мы узнаем обо всех вариантах влияния цвета на сечатку глаза, мы не будем уверены, что видим одно и то же.
Сенсорный аппарат человека получает одинаковые частоты, но трансфомирует их по-разному. Фильтры в нашем мозгу – наша память, наш опыт, наши убеждения и представления о мире – это они окрашивают одинаковые с точки зрения физики частоты в разные оттенки.
С одной стороны, это здорово! Каждый человек – зритель собственной реальности и если допустить, что из людей можно было бы высыпать все накопленные квалиа на стол и рассмотреть, то получился бы фантастический калейдоскоп из ракурсов на один и тот же объект или явление. С другой стороны, это индивидуальное искажение восприятия объективных физических явлений, созданное нашей психикой, порождает невозможность услышать друг друга.
Мы создали язык, который был призван объединить нас, мы совершенствуем и расширяем способы восприятия мира с помощью техники ( в западном мире) или с помощью практик, расширяющих сознание (в восточном мире), но, чем сложнее становятся системы, тем меньше мы слышим и понимаем друг друга.
Как мы можем поделиться ощущениями, чувственным опытом? Люди придумали искусство, музыку, литературу. Музыка входит в наше сознание с наименьшими искажениями, литература с наибольшими. Именно потому, что литература использует то же средство (язык), которые призвано переносить сенсорные ощущения на язык логики, разума, формы. А что же с искусством?
Если искусство – это лишь копирование реальности, которую воспринимает сенсорный аппарат художника, то автор неизбежно столкнется с обсуждением на уровне "похоже / не похоже"? Если же художник описывает свой мир метафорами, то скорее всего ему придется пояснять свои метафоры зрителю?
Мне не дает покоя вопрос: если наш организм получает из внешнего мира частоты и трансформирует их в ощущения, то может ли он делать наоборот? Можем ли мы научиться упаковывать свои ощущения в частоты и передавать их?
Ведь если мы перейдем на уровень вибраций, то окажется, что мы одинаково воспринимаем мир.
Есть ли все-таки какие-то способы приблизиться друг к другу в восприятии хотя бы физических проявлений мира?
Мы придумываем все новые и новые технические средства, которые либо усиливают на спектр нашей сенсорного восприятия, либо создаем способы, при которых на все органы чувств оказывается воздействие, и думаем, что этим можно добиться сближения, понимания, единения. Но пока техническими средствами получается лишь суррогат. Виртуальная реальность или современные иммерсивные проекты тому пример.
И все же, мне думается, такой способ есть. Это способ – очищенное от психических и ментальных фильтров восприятие – совместное созерцание.
Смотрение — это еще не есть созерцание. Суть созерцания в разотождествлении себя-наблюдателя со своей памятью о предмете и концентрация в полном отсутствии мысли. Задача созерцания — это поиск своего внимания и проникновение в суть вещей.
Помните, как в фильме Аватар, нави говорили «Я вижу тебя»?
Мы способны видеть. Видеть – это не просто видеть глазами, это видеть всем своим существом, как будто бы знать суть вещей.
Это дар, который есть у всех людей, но наши фильтры восприятия заполнены чешуйками убеждений, опытов, знаний, которые мы приобрели в течение жизни и наше эго все время говорит нам: мир такой, каким воспринимаем именно мы. Мы не допускаем, что может быть иначе. Нам очень сложно очистить эти фильтры, потому что нам кажется, что иначе мы исчезнем.
Qualia – это незаконченный проект. Скорее всего, я буду делать его всю свою жизнь. Я хочу научиться трансформировать свои ощущения в вибрации и как радиоканал, передавать их другим людям.