Я задумалась о том, как написать Statement (Заявление фотографа или художника), которое в идеале должно сопровождать и сайт фотографа, и его участие в конкурсах, фестивалях, заявках на грант, выставках. Это важный этап, который очень полезно сделать. Но для начала хорошо бы получше себя узнать, как фотографа и задать себе те вопросы, которые мы обычно себе не задаем.
Я перевела “Творческий опросник для фотографов”, который составил Jim Beecher. Пока отвечала сама, сформулировала важные идеи, которые раньше крутились в голове, но лишь на уровне шума. Рекомендую сделать эту работу. Очень полезно!
Оригинал теста тут http://photokaboom.limequery.com/index.php/827995/lang/en/newtest/Y
Общие вопросы
1) Почему вы выбрали именно фотографию, как способ самовыражения?
2) Запишите основные темы, которые вы снимаете. Как можно расширить их границы?
3) Перечислите технические аспекты фотографии, знаний в которых вам не хватает: экспозиция, диафрагма, выдержка, скорость затвора, глубина резкости, работа с искусственным светом и пр.
4) Свет – самая важная составляющая фотографии. Какие отношения у вас со светом? Насколько хорошо вы видите и чувствуете свет? Является ли «хороший свет» поводом взять камеру в руки? Можете ли вы определить цвет света, расстояние источника света от объекта, соотношения размеров источника света и объекта, направление, откуда идет свет?
5) Какую фотографические процессы вам хотелось бы изучить глубже? Аналоговая фотография, цифровая обработка фотографий, альтернативные процессы (например, цианотипия, амбротипия и др)
6) Используете ли вы в своих проектах только фотографии или дополняете их текстами, коллажами, музыкой, инсталляциями, видео, web-приложениями и пр.)
7) Жанры
Вы определились с любимым жанром в фотографии? ( Люди, пейзажи, натюрморты, документалистика, абстрактная или формальная фотография и пр)
Расскажите о своих любимых жанрах в следующих категориях:
- Инструменты (камеры, объективы, технические приемы) или процессы, которые вы используете и почему именно они
- Какие задачи вы перед собой ставите, когда снимаете в этом жанре
- Какую ответную реакцию вы ждете от зрителя
- В каком стиле вы работаете, на какие направления, школы в фотографии вы ориентируетесь
- Опишите вашу позицию в фотографии. Что вы за фотограф
- К какому зрителю вы обращаетесь
- Какие чувства вы испытываете, когда снимаете в любимом жанре
- В чем ценность ваших фотографий для вас и для зрителя
- Сколько стоят ваши фотографии или за сколько вы хотели бы их продавать
8) Какие объекты, процессы или ситуации привлекают ваше внимание
- Определенные локации
- Телесные проявления человека
- Необычные состояния природы
- Сильные эмоции
- Активности человека
- Диссонансы
- Ощущения времени (заморозка времени, поиски прошлого в настоящем, безвременье)
- Неясные образы, видения
- Что-то другое
9) Тема
Есть ли вас тема, к которой вы постоянно обращаетесь? Если вам сложно ответить, то приглядитесь к тому, как вы проводите свободное время, чем вы увлекаетесь, какие книги и фильмы читаете. Посмотрите, как вы ведете себя в отношениях с людьми, кто и что составляет ваше окружение. Может быть там и кроется ваша тема.
10) Исследования
Возможно вы фотограф – исследователь определенного фотографического процесса. Если вы снимаете на какую-то необычную камеру (пинхол, например) или печатаете свои фотографии особым способом (калотипия), то возможно ваша тема кроется как раз в процессном исследовании.
11) ... измы
Можете ли вы себя отождествить с каким-нибудь из «……измов»? Сказать, что вы придерживаетесь особого взгляда или философии? Например, я–фотограф-феминистка, или я–циничный экзистенциальный оптимист? Некий философский подтекст или особая система взглядов на мир, на отношения между людьми, может помочь вам определить свою тему и сделать фотографию инструментом исследования этой системы.
12) Фотограф, как личность
Несколько вопросов о вас, как о личности, помогут прояснять и вашу позицию в фотографии. Здесь приведены пограничные состояния разных оценок. Выберите наиболее близкое вам состояние по шкале от 1 до 5
· Отношение к риску: было бы классно снимать, не вставая с дивана (1)………я прыгну с парашюта ради хорошей фотографии (5)
· Отношения к переменам: «Я спокойно переживаю состояния неопределенности» (1) …… «я люблю, когда все четко, ясно, понятно. Мне нравится стабильность» (5)
· Умение концентрироваться: «умею очень хорошо» (1)…… «даже не понимаю, что это такое» (5)
· Отношение к ошибкам: «Я считаю, что если никто не пострадал, ошибаться можно и нужно» (1) …… «ненавижу делать ошибки, очень ругаю себя за это» (5)
· Уровень мастерства: «Я абсолютный новичок» (1) ……. «я крутой мастер» (5)
· Уровень контроля: «Мне нравится расписывать все процессы по этапам и шагам, хочу понимать, что делаю» (1)……. «пусть идет, как идет» (5)
· Анализ или интуиция: «всегда ищу причину, почему я так сделал» (1) …… «не знаю, почему так получилось. Получилось и ладно» (5)
· Долгосрочное мышление: «мне надо получить все быстро и в лучшем виде» (1) …… «я готов двигаться постепенно, но зато наверняка» (5)
· Уровень прокрастинации: «я еще подумаю, как это лучше сделать» (1)….. «ладно, что думать, надо встать и попробовать» (5)
· Планирование или спонтанность: «когда пойму, как точно это сделать, сделаю» (1) ….. «интересно, а что будет, если… «(5)
13) Что вас мотивирует в жизни в целом и в фотографии в частности? Выберите ваши главные стимулы и напишите подробнее:
- Страх
- Удовольствие
- Признание со стороны других людей
- Желание нравиться себе (гордость, уважение к себе, как вы это называете?)
- Желание нравиться другим (кому именно?)
- Вознаграждение (статус, деньги, власть или может быть вознаграждение особого типа)
- Восоединение с самим собой
- Желание быть часть группы
- Чувствительность, особое видение и погружение в атмосферу происходящего
- Музыка
- Религия или система взглядов, которой вы придерживаетесь
- Любовь к природе, космология
Страх – главный фактор мотивации. Что вам страшно делать в фотографии?
Удовольствие – второй главный фактор мотивации. Напишите пять аспектов фотографии, которые доставляют вам удовольствие.
Чем вы увлечены, а может быть даже одержимы? Страсть и навязчивая идея обеспечивают течение энергии для того, чтобы переместиться в то место, которое вам нужно познать и позволяют проще пройти ловушки, которые подстерегают вас на пути. Страсть и идея создают место назначение, в которое вам надо прийти. Если вы осознаете это место, вы туда придете.
Чувствительность необходима фотографам. Помимо чувствительности к свету, к чему вы еще особо чувствительны в жизни (к животным, проблемам других людей, погоде, одиночеству)?
На что у вас аллергия в фотографии? На всезнаек, умников, говорящих высокопарные слова об искусстве, на химикаты, на вычурность и излишнюю сложность?
14) Дисциплина
Фотографам недостаточно одной лишь креативности. Нужна дисциплина. Напишите свои стратегии, с помощью которых вы придерживаетесь принципов дисциплины в фотографии. Например, некоторых дисциплинирует, что камера всегда заряжена и под рукой. У кого-то есть определенный распорядок дня, как например, у писателей. Некоторые фотографы тоже так делают. Определенный порядок включает в себя и то, как вы архивируете кадры, печатаете ли вы свои фотографии и в каком случае, как отсматриваете съемки. Тут также важно ваше рабочее пространство и внешние ритуалы, которые вы соблюдаете в работе. Кто-то одевает специальную шапку или ботинки на съемку, чтобы все получилось. Если выработать для себя правило вашего фотографического порядка, вам легче будет достигнуть той точки в фотографии, которую вы себе наметили.
15) Как вы мыслите?
У вас есть специальное место, куда вы записываете ваши идеи, наработки для новых тем? Что это? Блокнот, ноутбук, смартфон?
Где и в каком виде у вас хранятся визуальные заметки для ваших проектов? У вас груда файлов и закладок или это упорядоченный архив, в котором вам легко ориентироваться?
Как хранятся ваши законченные проекты и проекты в работе? Если ваши проекты погребены в компьютере или в пленочных архивах, то вы не даете им жизни.
Как вы смотрите чужие фотографии? В сети, в фотоальбомах, в галереях и музеях?
У вас есть единомышленники в фотографии, с которыми вы можете обсуждать свои работы? Где и как проходят эти обсуждения? Вы довольны качеством и глубиной этого общения?
Выпишите себе задачи и цели, которые улучшат вашу фотографию. Например, вам нужно что-то купить, попробовать какой-то новый процесс или технический прием. Напишите самому себе задание. Придумайте свой проект и пусть он будет так глубоко сформулирован, насколько вы сейчас можете. Начните его реализовывать и скорее всего он трансформируется во что-то более интересное.