20-30 апреля 2017 года

Путешествие в стиле дзен или искусство присутствия

 

Япония: Токио, Каруйзава, Киото, острова Внуреннего моря, Йокогама

Кураторы: Елена Афрамова и Ирина Клименко 

В далеких семидесятых американский писатель Роберт Пирсиг со своим маленьким сыном отправился в 17-дневное путешествие на мотоцикле по Америке. В этом путешествии Роберт открыл для себя скрытую суть вещей и потом поделился своим открытием в книге "Дзен и искусство ухода за мотоциклом".

Мы приглашаем вас набраться смелости и отправится не на экскурсию, а в путешествие. В Японию – страну, где дзен – синоним словосочетания искусство бытия.  

 

Наблюдать за происходящим извне, прислушиваться к себе и с каждым шагом, удаляясь от места жительства и привычного потребления, проживать впечатления, приближаясь к себе. Все точки нашего японского путешествия будут не просто случайными достопримечательностями, а местами, которые оставят след и ещё долго будут вдохновлять после возвращения домой. 

 

Каждый день нашего путешествия, перемещаясь из точки у точку, мы будем практиковать присутствие в моменте, искать и находить внутреннюю тишину, вести дневник погружения и узнавать себя. Самое сложное, чему должен научиться человек в жизни – переваривать свой опыт. Самое правильное место, где можно этому учиться – путешествие. Самое красивая практика для этого – дзен. 

Прикоснуться к дзен через искусство, дизайн и историю Японии – что может быть естественнее.

20 апреля (четверг) - день прилета в Токио

В день прилёта мы встретимся в гостинице и познакомимся с близкими по духу людьми во время приветственного ужина.

Бутик-отель в самом центре города, на оживленной Roppongi, созданный в стиле ZEN, задаст нужную атмосферу для начала нашего путешествия.

 

21 апреля (пятница) – Токио – Погружение


Токио – многоуровневый город, город-парадокс. Уютный Токио поначалу затягивает в себя лабиринтом улиц, запахов, звуков, а затем поднимает вверх, все выше и выше скоростными лифтами – туда, где открывается размах и сложно сплетения мегаполиса. Здесь всё в движении, но у всего есть свое место, и гармония слагается из противоречий. В этом смысле Токио подобен дзенскому коану*, цель которого – выбить человека из привычного ему хода мыслей и чувств. 
Мы позволим Токио выбить себя из колеи: заставить забыть о повседневных обязанностях, отключиться от рутинных мыслей, отменить исполнение ролей.

 

Утро мы начнём с экспресс-знакомства с городом, ещё не выходя за пределы гостиницы. Авторский документальный фотопроект Лены Афрамовой "Tokyo around the clock" погрузит нас в повседневную жизнь города, его районы и ритм; познакомит с жителями  – 24 часа из жизни мегаполиса.
 

Продолжим погружение, отправившись на прогулку по Токио с  Василием Молодяковым – профессиональным историком, преподавателем университета Хоссей, чтобы понять Архитектуру японского самосознания.
Это будет не исторический экскурс, а сюжеты под личным углом зрения –  "Hisстории", иллюстрирующие особенности японского менталитета. Отправной точкой нашей прогулки станет одно из самых больших буддийских кладбищ Токио.  Что такое реинкарнация? Лучше один раз почувствовать, чем много раз прочесть...

 

Закончится наш день в месте с одной из самых больших турбулентностей в в мире – на главном перекрёстке района Шибуя. В течение дня здесь проходит два миллиона человек. Мы не только будем наблюдать за нескончаемым потоком людей в час пик. Мы погрузимся в этот поток и сделаем фотосессию "Трудности перевода" – каждая участница поездки в вакууме незнакомого пространства наедине с собой.

22 апреля (суббота) – Токио – Погружение

 

Сегодня мы отправимся на один из искусственных островов Токио – Tennozu Isle. Часть пути нам предстоит проделать на поезде-монорельсе. Взгляд с трассы сверху превратит массивную токийскую городскую застройку в город-лего.

Tennozu Isle ещё совсем недавно был ничем не примечательным местом – там располагалось множество складских помещений. После реорганизации остров стал хранилищем искусства. Комплекс Тэрада – это и винные погреба, и хранилища частных коллекций искусства, мастерские художников, картинная галерея, лаборатория и образовательный центр Пигмент,  где любая творческая натура застывает в изумлении. Автор дизайна лаборатории Пигмент – архитектор Кенго Кума, по проекту которого будет построен стадион Олимпийских игр в Токио 2020 года.

 

Здесь мы будем созерцать оттенки природных пигментов, с которыми японские художники работают для получения красок (число различный цветов и оттенков превышает 4200), получать тактильное удовольствие от прикасания к традиционной рисовой бумаге и попытаемся постичь искусство мыслить линиями на мастер-классе по технике сумиё.

 

23-24 апреля (воскресенье-понедельник) Каруйзава - Уединение

 

Утром садимся в скоростной поезд и через час оказываемся среди гор и зелени Каруйзавы.

Тихие дорожки среди зелёных лужаек и водных поверхностей курорта Хошино, деревянные полы и циновки под босыми ногами, прозрачный горный воздух, у которого есть вкус, блюда в традиционном стиле кайсеки...

На кайсеки смотришь как на холст, и лишь потом, пробуя, ощущаешь целую симфонию вкуса, услышать которую можно только в исполнении настоящих мастеров высокой кухни. 

Во время церемонии мы прикоснемся к японскому кулинарному искусству васёки и поговорим о его принципах: го шики – пять цветов, го кан – пять чувств, го ми – пять вкусов, го хо – пять способов и го кан мон – пять точек зрения. Эти принципы можно использовать и в творчестве, и в жизни. 

С каждым шагом здесь замедляется время, яркие мазки мегаполиса позади. Время окончательно останавливается, когда, сидя в горячем источнике онсене, ощущаешь прикосновение к коже прохладного ветра - и нет ничего важнее, чем слушать шелест весенней листвы.

 

В этот день мы будем говорить о внутренней тишине. Ира Клименко покажет свой фотопроект Inner Silence, почитаем вслух книгу одного из величайших учителей дзена Тит Нат Хана "Тишина", подышим и помедитируем. Остаток дня проведем в тишине, которая рождает наивысшую воспримчивость к красоте окружающего нас мира. 

 

Утро второго дня в Каруйзаве мы снова начнём с медитации в горячем источнике – но в этот раз не на открытом воздухе, а в специальном помещении, попеременно погружаясь в ванны при ярком освещении и в полной тьме.

Зрительный контраст – новый коан, на которой наш организм попытается найти ответ. 

 

Сразу после завтрака мы отправимся в удивительный музей Хироши Сэйнджу – первого азиатского художника, получившего приз на Венецианской биеннале. Здание музея создано архитектором Рью Нишизава, с которым нам ещё предстоит встреча. В музее мы увидим "Водопад" – шедевр Хироши Сэйнджу. Линии здания повторяют линии ландшафта Каруйзавы, в внутреннее пространство специально создано для произведений  Хироши Сэйнджу .

 

25-26 апреля (вторник-среда) Киото - Дегустация

 

Из уединения Каруйзавы и ее замедленного темпа мы направляемся на шинкансене – поезде-пуле, который едет со скоростью 300 км/ч – в древнюю столицу элегантности периода Хейан – Киото. Преодолев большое расстояние за короткий период времени, мы попадём в традиционный мир, где примерим японскую культуру на себя: наденем кимоно и примем участие в чайной церемонии.

 

Кимоно в прямом переводе означает "вещь, которую носят". Носят японцы кимоно столетиями; не прекращая связи времён, эпизодически облачаются в него и сейчас: на торжествах, собираясь насладиться видом сезонных цветов, становясь мужем и женой... Надевают его и на ушедшего из жизни, запахивая наоборот.

Кимоно - это лаконичный силуэт, сдержанная манера поведения, семенящая походка и осознание себя японцем.

 

Японцы говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Японские философы объясняют причину популярности культуры чаепития тем, что люди устали от механической цивилизации и бешеного ритма жизни. А когда жизнь становится слишком суетной, хочется успокоения, свободы для души. Если следовать чайному этикету, то поведение и манеры человека уравновесятся, к нему вернется ощущение красоты.

 

27-28 апреля (четверг-пятница) Острова Наошима и Тешима  – Трансформация

 

Один из главный популяризаторов дзен-буддизма доктор Дайсэцу Судзуки писал, что каждый вид искусства обладает своим внутренним духовным ритмом. На островах Сето, вдали от городского шума и ритма мегаполиса, мы попытаемся почувствовать ритм арт-пространства на лоне природы.

 

Всемирно известный архитектор Тадао Андо — автор нескольких объектов на острове Наошима — считает, что цель всего проекта архипелага Сето (превратившего вымиравшие постиндустриальные острова в центр современного искусства мирового масштаба)  — полное слияние природы, архитектуры и искусства.

 

Сразу после завтрака мы выписываемся из киотской гостиницы и выезжаем на острова Сето, расположенные в японском внутреннем море. Сначала на скоростном поезде-шинкансене до города Окаяма, потом на трамвае до порта Уно, и последний штрих — короткое путешествие на пароме до острова Наошима.

 

Вдалеке от городской цивилизации и шума повседневности мы сегодня на себе проверим силу искусства в чистом виде. Даже отель, в котором мы остановимся - самый настоящий музей. Любой из экспонатов, в том числе картины в ваших комнатах - подлинники. Если выйти на террасу центрального здания гостиницы, можно насладиться серией работ японского фотографа Хироши Сугимото «Seascapes» под шум волн Японского моря.

 

Художественный музей Chichu. Здание музея спроектировано Тадао Андо и в основном имеет естественное освещение. Оно встроено в склон холма и никоим образом не портит ландшафтную линию острова. В музее всего три «экспоната». Это огромные полотна Клода Моне из серии «Кувшинки» (дизайн зала и его освещение призваны вызвать у зрителя почти мистический трепет), несколько работ Джеймса Туррелла (художника, который создаёт произведения искусства из света) и Уолтера Де Марии (гигантский мраморный шар, как будто готовый скатиться с лестницы, занимающей весь зал).

Каждая работа подаётся индивидуально, в собственном, специально спроектированном только для неё зале. Перед входом в музей полностью воссоздан сад с прудом кувшинок, который служил вдохновением для создания серии Моне. В музее Chichu архитектура, освещение и дизайнерская подача — прелюдия к восприятию работ. Музей современного корейского художника Ли. Вдалеке от городской цивилизации и шума повседневности мы сегодня на себе проверим силу искусства в чистом виде. Даже отель, в котором мы остановимся - самый настоящий музей. Любой из экспонатов, в том числе картины в ваших комнатах - подлинники. Если выйти на террасу центрального здания гостиницы, можно насладиться серией работ японского фотографа Хироши Сугимото «Seascapes» под шум волн Японского моря.

Уфана тоже создан Андо. Минимализм здесь во всём; легко узнаваемый почерк Андо в полированных бетонных стенах и лабиринт переходов, который запускает нас в путешествие на встречу с собой. Художественный проект островов Сето — прекрасный и очень чуткий учитель.

 

Короткое морское путешествие на пароме на остров Тешима. Нас ждёт встреча с главным архитектурным объектом острова Тешима — «Каплей» архитектора Рю Нишизавы и художника-скульптора Реи Наито. На подходе к «Капле» мы увидим веранды рисовых полей и море вдалеке. На входе в творение Рю Нишизавы и Реи Наито, которое не имеет ни балок, ни окон, ни каких-либо опорных конструкций, нас попросят снять обувь и мы попадём внутрь белоснежной обтекаемой конструкции (40 на 60 метров) по форме напоминающей каплю или инопланетный корабль, внутри которой пустота. После дождя по тоненьким паутинкам на полу собираются капли: они скатываются и переливаются как будто живые, а природный свет играет на полу и на стенах. Иногда слышно колыхание листвы деревьев снаружи, и в этот момент внутри капли отчётливо проступает звук тишины. Сложно себе представить, чтобы искусственный объект мог быть настолько живым.

 

29 апреля (суббота) – Йокогама – Возвращение

 

Вторую половину заключительного дня нашего пути мы проведём в самом крупном портовом  городе  Японии - Йокогаме.

Его международный морской пассажирский терминал, будучи современным сооружением, уже вошел во многие учебники будущих архитекторов. Дощатые волнообразные полы и заостренный "нос", выходящий в море – замечательное место для того, чтобы поставить запятую в череде будущих путешествий. Мы завершим наше  путешествие совместным ужином в уютном ресторане и поделимся своими открытиями. 

 

Стоимость и порядок бронирования

 

Стоимость участия при двухместном размещении составляет 5880 долларов США

В стоимость входит проживание в отелях с завтраками, железнодорожные билеты и билеты на паромы, три совместных ужина в культовых ресторанах, мастер-классы и церемонии. 

 

Оплачиваются отдельно авиабилеты Москва-Токио-Москва. В настоящее время билеты на прямой рейс авиакомпании Аэрофлот стоит около 640 долларов. Виза в Японию включена в стоимость программы 

 

При бронировании путешествия необходимо внести аванс 3000 долларов. Экслюзивные гостиницы в Наошиме и Каруйзаве необходимо бронировать очень заранее. 

 

Мы с радостью ответим на ваши вопросы: klimenko31@gmail.comlena.aframova@gmail.com 

 

 

*) Коан в учении дзен – короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.