Совет №78. Lesley A. Martin

Гадание на кофейной гуще

"Я часто думаю о том, что выстраивание последовательности серии фотографий, похоже на гадание на кофейной гуще. Это фраза Майкла Хоффмана (Michael Hoffman), издателя фонда Aperture, который в течение тридцати семи лет учил меня – со момента начала работы над первой книгой и дальше, в течение всей моей карьеры в любимом издательстве. 
А Майкл в свою очередь учился у выдающегося американского фотографа Майнора Мартин Уайта (Minor White). Майнор верил в принципы гештальта и возможностей построения метафор через последовательность изображений. 
Итак, моя рекомендация всем, кто начинает работать над фотокнигой:
Разложите все картинки на полу, выделите те последовательности, которые бросаются в глаза. Они станут нитями, которые лягут в основу вашей книги и зададут ее форму. 
Майнор Уайт говорил так: Прислушайтесь, какие картинки «дзынькают» у вас внутри? Выделите их. 
Один из уровней редактуры — упорядочить серию фотографий так, чтобы провести зрителя через процесс распознавания образа, где кульминацией будут эти фотографии. Они могут брать цветом, формой, сюжетом. Не важно. Главное, чтобы они цепляли взгляд. Собирайте палз из ваших работ, проговаривая: эта картинка подходит этой, из этой картинки выводится образ вот этой. Сложите так парочки, которые дружат друг с другом. Они станут основами структуры книги. 
Теперь вам нужно придумать будущую форму и решить: будете ли вы приводить от одной структуры к другой, или отталкивать их друг от друга. Ищите контрасты, напряженность. Это интереснее, чем спокойный поток повествования.
Большинство серий даже ненарративных фотографий все равно рассказывают истории на простом уровне: от темноты к свету, от тихого к громкому, от пункта к контрпукту, от объективному к субъективному. Даже если вам не нравится примитивные принципы таких последовательностей, вы должны их сначала найти у себя, чтобы потом их избежать у себя в книге".